РЕБЁНОК И СЕМЬЯ


Мультикультурное инклюзивное образовательное пространство

В рамках реализации проектов ФЦПРО на 2006 – 2010 гг., ФЦПРО на 2011 – 2015 гг., ГП "Доступная среда" научно-педагогическим коллективом "СУВАГ" под руководством Р.Г. Тер-Григорьянц разработана модель мультикультурного инклюзивного образовательного пространства (представлена на схемах).
В основу модели мультикультурного инклюзивного образовательного пространства положены принципы теоретического моделирования в гуманитарных науках, представления о педагогическом моделировании на основе комплексного, системного подхода.
Разработанная модель учитывает непрерывность образовательного процесса и демонстрирует взаимосвязь между различными уровнями и ступенями образования: ранней помощью, дошкольным, начальным общим, общим, средним (полным) общим, средним профессиональным и высшим образованием лиц с особыми образовательными потребностями (лиц с ОВЗ и инвалидностью, лиц в ТЖС, детей СВО и др.)

Мультикультурное инклюзивное образовательное пространство:

1) делает акцент на ребенке и его семье как полноправных субъектах образовательной и реабилитационной деятельности;

2) способствует разрешению социального противоречия между появлением новых полиморфных категорий детей и молодежи, нуждающихся в сопровождении и особой поддержке, и нормативно закрепленным пониманием «инклюзии» только как обеспечения равного доступа, специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;

3) обеспечивает равные стартовые возможности для каждого обучающегося, для раскрытия его талантов, будущих успехов и карьеры.

Результаты научных исследований и проектной деятельности
Научно-педагогическим коллективом "СУВАГ" отработаны важнейшие современные механизмы, содействующие повышению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышению качества образования для данной категории лиц, оптимизации существующей сети отдельных общеобразовательных организаций; проектированию учебно-методических центров, обеспечивающих консультирование и методическую поддержку педагогическим работникам образовательных организаций, консультативную и психолого-педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям.

  • Обеспечение физической и информационной доступности
    Коллективом Центра разработан примерный перечень мероприятий по организации деятельности по формированию образовательного пространства, обеспечивающего право на получение непрерывного образования детям с ОВЗ и инвалидностью с учетом свободного выбора места обучения (образовательной организации и формы получения образования), включающий:
    1) мероприятия по обеспечению условий доступности дошкольных и общеобразовательных организаций, реализующих ООП и АООП для обучающихся с ОВЗ и организации их пребывания и обучения в этих организациях;
    2) мероприятия по организации рабочих (учебных) мест лиц с ОВЗ и детей-инвалидов;
    3) мероприятия по обеспечению доступности услуг на объектах, которые невозможно полностью приспособить до реконструкции (капитального ремонта);
    4) мероприятия по организации и проведению обучения или инструктирования специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг.
  • Комплексная программа реабилитации
    Коллективом Центра проведены разработка, апробация и диссеминация комплексных программ реабилитации обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями.
    Каждая из программ представляет собой совокупность 4-х блоков:
    1. Анализ диагностической информации о ребенке и оценка его реабилитационного потенциала.
    2. Прогнозирование и разработка индивидуальных программ реабилитации.
    3. Качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных программ, требующих участия в их реализации семьи и необходимых специалистов.
    4. Мониторинг качества оказанных воздействий (услуг) и оценка эффективности реабилитации.


  • ПрАООП дошкольного образования детей с ОВЗ
    В рамках реализации проекта ФЦПРО на 2016 - 2020 гг. коллективом Центра разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
    1. ПрАООП дошкольного образования глухих детей.
    2. ПрАООП дошкольного образования слабослышащих детей.
    3. ПрАООП дошкольного образования слепых детей.
    4. ПрАООП дошкольного образования слабовидящих детей.
    5. ПрАООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.
    6. ПрАООП дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
    7. ПрАООП дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
    8. ПрАООП дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
    9. ПрАООП дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями.
  • Профориентация и самоопределение обучающихся с особыми образовательными потребностями
    Начиная с 2010 года, научно-педагогический коллектив "СУВАГ" занимается проектированием в области профориентации и предпрофильной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны:
    1) инновационные подходы к внедрению программ предпрофильной, профильной и профессиональной ориентации детей-инвалидов, способствующих формированию спроса населения на услуги профильного обучения (профессионального образования) в соответствии с потребностями рынка труда;
    2) образовательные программы и учебно-методические комплекты по профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья по востребованным на рынке труда профессиям;
    3) порядок профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях и методические рекомендации по его реализации, в том числе с использованием дистанционных технологий и др.

В марте 2024 года в городе Москве открылась постоянно действующая «Школа родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью».
Основатели школы – научно-педагогический коллектив «СУВАГ» (руководитель Р.Г. Тер-Григорьянц) – лидер в решении актуальных вопросов образования и воспитания, социальной адаптации и интеграции лиц c особыми образовательными потребностями.
Школа открыта для оказания помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и инвалидностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, РАС, ментальными нарушениями) раннего и дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста по следующим направлениям:
– сопровождение реализации программ комплексной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью;
– организация коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью с использованием инновационных технологий;
– профессиональная ориентация и сопровождение индивидуальной траектории профессионального самоопределения детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью (в т.ч. по направлениям «Школа педагогических наук», «Школа гуманитарных наук», «Школа социальных наук»);
– обеспечение физической и информационной доступности, формирование инклюзивного образовательного пространства, обеспечивающего право на получение непрерывного образования детям с ОВЗ и инвалидностью;
– психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ и инвалидностью, с учетом непрерывной вертикали «детский сад – школа – колледж / ВУЗ».
Проект, запуск которого приурочен к мероприятиям Года семьи в России, является поистине инновационным и уникальным.
Мы предлагаем:
– очные мастер-классы, брифинги, тренинги, кейсы для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью от ведущих преподавателей и практиков;
– очные авторские мотивационные практико-ориентированные занятия с сопровождением опытных психологов и педагогов-наставников;
– очные коррекционно-развивающие и реабилитационные занятия с использованием инновационных технологий для обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей);
– очное и онлайн-консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью, при необходимости возможно закрепление профессиональных личных наставников;
– организацию досуговой деятельности семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью;
– бессрочный доступ к электронной библиотеке авторских видеокурсов, вебинаров и методических материалов.
Родители (законные представители) получат возможность не только пройти обучение и получить консультации по волнующим их вопросам, но и реализовать полученные знания при сопровождении своих детей во время реабилитационного процесса, а также транслируя свой опыт другим родителям особых детей.
Все материалы были разработаны Научно-педагогическим коллективом «СУВАГ» в рамках проектов Государственной программы «Доступная среда» и Федеральных целевых программ развития образования.

Очные занятия проводятся в городе Москве по адресу: Новинский бульвар, д. 15, офис 120, 122 (метро «Смоленская», «Баррикадная»).
График занятий и консультаций формируется индивидуально на основании результатов диагностических консультаций и пожеланий родителей (законных представителей).

Записаться в «Школу родителей с ОВЗ и инвалидностью» можно по номеру телефона: +7(985)212-98-36 или адресу электронной почты: suvagparents@yandex.ru


Звоните и приходите к нам! Мы открыты для Вас!


НАШИ НОВОСТИ:
Открыта "Школа родителей детей с ОВЗ и инвалидностью"
"Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских конфликтов".
"Человеческое обучение предполагает особую социальную природу и процесс, с помощью которого дети получают доступ к интеллектуальной жизни окружающих".
Лев Семёнович Выготский (1896 — 1934)

Рабочие (учебные) места
Научно-педагогическим коллективом "СУВАГ" разработаны рабочие (учебные) места для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Результаты проектов Государственной программы "Доступная среда"
Результаты проектов Государственной программы "Доступная среда"
Результаты проектов Государственной программы "Доступная среда"
Результаты проектов Государственной программы "Доступная среда"
Более 40000 детей с нарушениями слуха (в т.ч. с КИ), речи, РАС, ДЦП получили квалифицированную помощь сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов
Активно внедряются и реализуются современные методы реабилитации лиц с сенсорными и физическими нарушениями
Основой для разработки функционирования Центра, определения задач, содержания деятельности, важнейших управленческих решений стала верботональная система реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи профессора Петера Губерина (Париж, Франция)
Часто задаваемые вопросы
Мы собрали часто задаваемые вопросы от родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Вы узнаете о верботональном методе, комплексной программе реабилитации и др.
  • Вопрос 1:
    Что такое верботональный метод?
    Центр:
    Верботональный метод - это метод полной реабилитации, который использует ресурсы тела лиц с ОВЗ и инвалидностью.  У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества.
    Во-первых, процесс реабилитации глухих проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной аппаратуре обучение проходит в очень комфортных условиях.
    Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, говоря профессиональным языком, «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, на всю жизнь.
    Цель применения верботональных комплексов заключается в том, чтобы предоставить глухому ребенку всю информацию, включая слуховую, с тем, чтобы он мог ее проанализировать, а затем использовать в непроизвольных ситуациях. Этот метод предполагает интеграцию детей с нарушениями слуха в массовую систему образования и общество.


  • Вопрос 2:
    Сможет ли глухой ребёнок слышать?
    Центр:
    В реабилитации слуха верботональный метод опирается на дополнительные данные: зону низких частот (представлена в большей части звуков языка, воспринимается глухими); ритм и интонацию, необходимые для понимания сообщения (передаются низкими частотами). Тело человека в большей степени чувствительно к низким частотам. Вибраторы и  электроакустическая аппаратура, работающая по верботональному методу, дают возможность осуществлять фильтрацию частот преимущественно в этой зоне. Верботональный метод считает ребенка с нарушениями слуха способным с помощью слуховой реабилитации и специальных упражнений воспринимать частоты, несущие ритм и интонацию.  Развитие звукопроводящей и звуковоспринимающей способностей с целью установления правильного слухового образа позволяет улучшить понимание устной речи и качество произношения.

Made on
Tilda