ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Модели доступной (безбарьерной) среды образовательной организации
В основе проектирования всех специальных условий и достижения качества инклюзивного образования в целом лежит понятие комплексность инклюзивной образовательной среды. Это и совокупность условий, соблюдение которых необходимо для грамотной организации архитектурной среды зданий и сооружений. Это и комплексность работы разных специалистов при разработке и реализации программ реабилитации (например, сотрудничество педагогов, дефектологов, психологов, тьюторов). Это и комплексность структуры адаптированных образовательных программ, УМК, методической литературы. Это, наконец, и совокупность четырех вышеизложенных слагаемых – материально-технического оснащения, кадрового обеспечения, процесса сопровождения и учебно-программного обеспечения. Только комплексный подход позволит сделать инклюзивную образовательную среду доступной, эффективным средством социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Создание специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями
В рамках проектов Государственной программы "Доступная среда" научно-педагогическим коллективом "СУВАГ" разработан примерный перечень мероприятий для оснащения образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы, для обеспечения физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
  • Обследование и паспортизация физической и информационной доступности
    Проведение обследования условий доступности с использованием информационной системы мониторинга, водготовка экспертного заключения об уровне обеспечения условий доступности для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом помощи в образовательной организации (с привлечением ведущих российских и международных экспертов), разработка паспорта / видеопаспорта доступности образовательной организации для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

  • Обеспечение физической и информационной доступности объектов и услуг
    Создание условий доступности для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом помощи в образовательной организации:
    – мероприятия по обеспечению условий доступности организаций, реализующих основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и организации их пребывания и обучения в этих организациях, включая мероприятия по обеспечению доступности объектов, которые невозможно полностью приспособить до реконструкции (капитального ремонта) (организационные, технические, информационные);
    – мероприятия по обеспечению доступности услуг образовательных организаций, в т.ч. по организации и проведению обучения или инструктажа специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг.
  • Проектирование и оснащение учебно-образовательных лабораторий
    Проектирование и оснащение учебно-образовательных лабораторий в образовательной организации:
    – комплексное создание и оснащение инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ОВЗ и инвалидностью, специальными техническими средствами обучения (СТСО), техническими средствами реабилитации (ТСР) и ассистивными технологиями;
    – разработка и (или) рецензирование адаптированных образовательных программ и специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов;
    – совершенствование кадрового обеспечения получения образования обучающимися с ОВЗ.
  • Проектирование и оснащение функциональных зон для обучения профильному труду по востребованным на рынке труда профессиям
    Проектирование функциональных зон для обучения профильному труду по востребованным на рынке труда профессиям для оснащения полностью настроенных рабочих мест для обучающихся с ОВЗ, в которых созданы специальные образовательные условия (при необходимости специального коррекционного оборудования), а также условия для внедрения современных программ по профильному труду по востребованным на рынке труда профессиям, доступным лицам с ОВЗ и инвалидностью; зон специальной навигации и коммуникации; служебных зон. Оснащение функциональных зон помещений для обучения профильному труду по востребованным на рынке труда профессиям обеспечивает эффективность внедрения современных программ предметной области «Технология» в образовательной организации, реализующей АООП для обучающихся с ОВЗ.

"Везде необходимо неукоснительно соблюдать безбарьерные требования. Делать это нужно, разумеется, не для "галочки", не для того, чтобы сдать объект, отчитаться и потом забыть. Делать это нужно для того, чтобы как можно больше людей не оказывались в положении вынужденных затворников".

(В.В. Путин)

Инновационные образовательные, реабилитационные и ассистивные технологии
Одна из важнейших задач инклюзивного центра - внедрение и тиражирование инновационных технологий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам.
Инновационные диагностические технологии и методики
Психолого-педагогический инструментарий и стимульный материал, адаптированные для лиц с особыми образовательными потребностями
Верботональные технологии
Электроакустическая аппаратура, предназначенная для слухоречевой реабилитации, подразумевающей развитие речевой функции до максимально достижимого уровня с конечной целью: добиться оптимального эффекта от использования индивидуальных слуховых аппаратов.
Лингводидактические технологии
Игровые технологии, способствующие развитию моторики и зрительно–моторной координации; воспитанию трудолюбия, добросовестности и аккуратности; формированию контроля зрения за движением рук, развитию эстетического вкуса, знания цветов и геометрических форм
Интерактивные и мультисенсорные технологии
Среда, способствующая  снятию мышечного и психоэмоционального напряжения,      активации различных функций центральной нервной системы; стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитию двигательных функций, созданию положительного эмоционального фона.
Центром разработаны комплексные решения оснащения инклюзивной образовательной среды.
Проводится очное и дистанционное консультирование по вопросам создания специальных образовательных условий
Методическое сопровождение внедрения инновационных технологий включает в себя мастер-классы от ведущих мировых экспертов.
Часто задаваемые вопросы
Мы собрали часто задаваемые вопросы от специалистов коррекционного блока образовательных организаций. Вы узнаете о лингводидактических средствах обучения, мультисенсорных технологиях и многом другом.
  • Вопрос 1:
    С какой целью в работе учителя-дефектолога необходимо применять комплексы лингводидактических средств обучения?
    Центр:
    Комплекс лингводидактических средств обучения представляет собой комплекты лингводидактических средств обучения, использование элементов которых не только вносит разнообразие в приемы проведения занятий по реабилитации и коррекции, но и совместно с использованием высококачественного оборудования для реабилитации и коррекции создает комфортные условия для обогащения речевой среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс обеспечивает процесс обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует формированию зрительно-моторной координации, развитию коммуникативных навыков речи, самостоятельности, творческого и пространственного воображения.
  • Вопрос 2:
    Каким реабилитационным потенциалом обладают мультисенсорные технологии?
    Центр:
    Как метод реабилитации мультисенсорные технологии или технологии Snoezеlen (объединение двух голландских слов, которые означают "воспринимать запахи" и "дремать") были созданы около 30 лет назад двумя голландскими психологами, Jan Hulsegge и Ad Verheul. Технология Snoezelen является одним из современных методов сенсорной реабилитации, позволяющим ребенку с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно влиять на окружающую среду с целью получения необходимого объема различного рода ощущений от света, звука, движения, тактильных и вкусовых раздражителей. Главная цель технологий - в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья поддерживать сенсорное, двигательное и психическое развитие ребенка; учить управлению эмоциями, расслаблению, пространственной и временной ориентации, взаимодействию с окружением и языку невербального общения. Такой процесс реабилитации требует использование всех пяти органов чувств и их взаимодействие. Применение технологий нацелено на зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию чувств и эмоций ребенка и способствует развитию этих чувств, осознанию самого себя и других людей, влияет на формирование отношений с окружающим миром, активизирует психические функции.
Made on
Tilda